Магистральный транспорт
Екатеринбург — третий по величине транспортный узел России (после Москвы и Санкт-Петербурга) — здесь сходятся 6 федеральных автотрасс, 7 магистральных железнодорожных линий, а также располагается крупнейший за пределами двух столиц международный аэропорт. Формирование Екатеринбурга как важнейшего транспортного узла во-многом обусловлено выгодным географическим расположением города — на невысоком участке Уральских гор, через который было удобно прокладывать магистрали, связывающие европейскую и азиатскую части России.
Трассы федерального и регионального значения, проходящие через Екатеринбург:
- М5 — федеральная трасса „Урал“— примыкает с юга, на подходе к городу называется Челябинским трактом.
- Р242 — шоссейная дорога на Пермь — примыкает с запада, на подходе к городу называется Новомосковским трактом.
- Р351 — шоссейная дорога на Тюмень — примыкает с востока, на подходе к городу переходит в дублёр Сибирского тракта.
- Р352 — шоссейная дорога на Нижний Тагил — Серов — примыкает с северо-запада, на подходе к городу называется Серовским трактом.
- Р354 — шоссейная дорога на Шадринск — Курган — примыкает с востока, на подходе к городу переходит в дублёр Сибирского тракта.
- Р355 — шоссейная дорога на Полевской — примыкает с юго-запада, на подходе к городу называется Полевским трактом.
Прочие автодороги (не включённые в перечень федеральных):
- Автодорога на Реж (Режевской тракт) — примыкает с северо-востока к Екатеринбургской кольцевой автодороге (ЕКАД).
- Автодорога на Чусовское Озеро (Чусовской тракт)
Дорога от Екатеринбурга к Челябинску входит в азиатский маршрут AH7.
Междугородное и пригородное автобусное сообщение осуществляется от Южного и Северного автовокзалов, а также от Восточной и Южной автостанций. Проектируется новый автовокзальный комплекс в районе строящейся станции метро «Ботаническая», который со временем должен заменить существующий Южный автовокзал.
Железнодорожный
Екатеринбург — крупный железнодорожный узел. В екатеринбургском узле
сходится 7 магистральный линий (на Пермь, Тюмень, Казань, Нижний Тагил, Челябинск,
Курган и Тавду). В Екатеринбурге находится Управление Свердловской железной
дороги, которая обслуживает поезда на территории Свердловской и Тюменской
областей, Пермского края, Ханты-мансийского и Ямало-ненецкого автономных
округов, а также части Омской области и Удмуртии, здесь же и находится единый
дорожный центр управления перевозками (ДЦУП), который отслеживает и
контролирует все железнодорожные операции на территории этих регионов. Участок Пермь —
Екатеринбург — Тюмень сейчас входит в основной маршрут Транссибирской
железнодорожной магистрали.
На третьей Международной конференции по транспорту, прошедшей в Екатеринбурге в
2003 году было принято решение о продлении основного направления международного
транспортного коридора № 2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва —
Нижний Новгород) до Екатеринбурга. Также под Екатеринбургом создаётся
Евро-азиатский международный транспортно-логистический центр.
- Станция Свердловск-Сортировочный является крупнейшей сортировочной станцией в России (по 36 путей в каждом из двух сортировочных парков).
- Фирменный поезд „Демидовский экспресс“ (Свердловск — Санкт-Петербург) — единственный в России фирменный поезд, который удостоен Диплома созданного по инициативе ЮНЕСКО Международного Демидовского фонда за возрождение и сохранение индустриального, духовного и культурного наследия России
Воздушный
Главными воздушными воротами города является международный аэропорт
„Кольцово“. Начиная с 2003 года проводится масштабная реконструкция аэропорта,
в результате которой были построены: новый кейтеринг (2005), терминал
международных авиалиний (2005), терминал деловой авиации (2006), терминал
внутрироссийских авиалиний (2007), башня командно-диспетчерского пункта (2009),
гостиница „Angelo“ (2009). В 2009 году закончена реконструкция второй
взлётно-посадочной полосы, в результате которой появилась возможность принимать
все виды самолётов без ограничения по частоте и взлётной массе. В результате
сейчас „Кольцово“ является самым крупным и современным аэропортом в России за
пределами двух столиц — в 2008 году было обслужено 2,52 миллиона
пассажиров, из них 1,003 миллиона — международные перевозки. Из „Кольцово“
выполняются регулярные рейсы в 104 города по всему миру. Также, согласно
постановлению правительства России № 377 от 20 мая 2008 года, Екатеринбург
включён в число 9 городов России, где будут созданы узловые распределительные
центры (т. н. аэропорты-хабы).
Другой аэропорт города — „Уктус“ обслуживает местные линии и чартерные
рейсы „деловой“ авиации.
Трубопроводный
Через Екатеринбург проходят магистральные газопроводы „Бухара — Урал“ и
Игрим — Серов — Екатеринбург. Также в городе находится штаб-квартира
компании „Газпром трансгаз Екатеринбург“ (до 2008 года называлась
„УралТрансГаз“), которая осуществляет транспорт и распределение природного газа
на территории Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской областей.
В Екатеринбурге, как и во всей Свердловской Области нет нефтеперерабатывающих
предприятий, поэтому нефтепроводов вблизи города нет.
К Екатеринбургу есть ответвление нефтепродуктопровода Петропавловск — Челябинск —
Уфа, который принадлежит компании Уралтранснефтепродукт (г.Уфа).
Городской транспорт
В Екатеринбурге представлены практически все виды городского транспорта. Общий объём перевозок пассажиров всеми видами транспорта ежегодно снижается. Если в 2002 году годовой пассажиропоток муниципального транспорта составлял 647,1 млн человек и по этому показателю город с большим отрывом занимал в стране третье место, то по итогам 2008 года этот показатель составил 412 млн человек (четвёртое место в России). Основными причинами снижения объёма перевозки пассажиров являются увеличение количества личных автомобилей, а также перегруженность автотранспортом центральных улиц города, что значительно затрудняет скорость передвижения общественного транспорта. Положительная тенденция увеличения объёма перевозок сохраняется только у метрополитена, как самого скоростного вида — во многом за счёт вызванной дорожными заторами низкой скорости наземного транспорта. Для связи строящегося микрорайона Академический с центром города предполагается строительство линии скоростного трамвая.
С 1991 года в городе действует 6-й в России и 13-й в СССР метрополитен. На
данное время работает одна линия, на которой находятся 7 станций. Сейчас метро
в Екатеринбурге строится очень медленно — последний раз новая станция
сдавалась в эксплуатацию в 2002 году. Финансирование ведётся на 80 % за
счёт бюджетов города и области, и 20 % выделяется из федерального центра.
В 2006 представители руководства партии «Единая Россия» высказались, что такие
пропорции несправедливые и пообещали увеличить финансирование из федерального
бюджета в 2,5 раза и сдать две новые станции — «Чкаловскую» и
«Ботаническую» в 2009 году. Однако партийцы обещание не сдержали, а после
выборов в Государственную думу 2007 года и вовсе не выполняют обязательств по
финансированию екатеринбургского метро, и сейчас деньги из федерального центра
практически не поступают. В связи с этим открытие двух новых станций
екатеринбургской подземки откладывается на 2011 год.
Ежегодно пассажиропоток в метро увеличивается, за 2007 год было перевезено 46,4
миллиона пассажиров. По этому показателю метро Екатеринбурга занимает четвётое
место в России, уступая московскому, петербургскому и новосибирскому метро.
Бытует мнение, что метро Екатеринбурга является самым коротким в мире, однако
это неверно: Кармелит, Казанский и Днепропетровский метрополитен короче
екатеринбургского метро, и в них меньше станций.
В Екатеринбурге существует 45 муниципальных автобусных маршрутов и более
десяти коммерческих. За 2007 год муниципальными автобусами внутригородского
сообщения было перевезено 114,5 миллионов пассажиров (в 2006 году — 124,6
миллиона пассажиров). Снижение объёмов объясняется усиливающейся ролью
маршрутного такси в системе городского транспорта Екатеринбурга.
В парке муниципального объединения автобусных предприятий насчитывается 537
автобусов. До середины 2000-х годов основной моделью автобусного парка был
автобус большой вместимости Ikarus-283 (сочленённый «гармошкой»). В последние
годы эта модель вытесняется автобусами большой вместимости ЛиАЗ-5256 и Нефаз-5299.
В 2008 году на закупку новых автобусов городским бюджетом было выделено 250
миллионов рублей.
Троллейбус
Троллейбусное движение в Екатеринбурге существует с 1943 года. Сейчас
функционируют 19 маршрутов, на которых работают 266 троллейбусов. Общая
протяжённость троллейбусных линий составляет
Подвижной состав представлен, в основном моделями ЗИУ-682, ЗИУ-683, ЗиУ-6205. В
последнее время закупаются новые троллейбусы БТЗ-5276, ВМЗ-5298, на их
приобретение в 2008 году из городского бюджета было выделено 63 миллиона
рублей.
Трамвай
Трамвай появился в городе в 1929 году и в данное время играет ведущую роль в
системе городского транспорта. Объём перевезённых за год пассажиров составляет
188,2 миллионов человек, правда с каждым годом этот показатель снижается
(например, в 2003 году он составлял 245 миллионов человек). По состоянию на
2009 год функционирует 29 маршрутов, на которых работает 457 вагонов. Общая
длина маршрутов составляет 183,2 км. Трамвайное хозяйство обслуживают три
трамвайных депо — Южное, Северное и Западное.
Большинство вагонов — чешского производства, это Tatra-Т3 и Tatra-T6B5; в
2000-х годах стали закупаться новые трамваи производства екатеринбургского
предприятия «УралТрансМаш» — модель «СПЕКТР» (Совместное Производство
ЕКатеринбургских ТРамваев) 71-402, 71-403, 71-405.
Маршрутное такси
Маршрутное такси в Екатеринбурге начало активно развиваться в конце
1990х — начале 2000х. Сейчас маршрутное такси представлено несколькими
перевозчиками, имеет развитую сеть, состоящую из 72 маршрутов.
Первоначально парк маршрутных такси практически полностью состоял из
микроавтобусов «Газель» вместимомтью до 13 человек, в последние годы идёт
планомерное замещение их более вместительными и комфортабельными Hyundai County,
Isuzu «Богдан» А 092, Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и другими моделями.
Городская электричка
С 2005 года в систему городского транспорта включён городской электропоезд (s-bahn).
Для этого специально провели электрификацию участка от станции Шарташ до
станции Сысерть, а также построили несколько новых платформ. Сейчас работают
две линии екатеринбургской городской электрички —
Свердловск-Сортировочный — Керамик — Сысерть и
Свердловск-Пассажирский — Кольцово (аэроэкспресс). К 2010 году должны
ввести в строй третью линию — от станции метро «Машиностроителей» до
города Верхняя Пышма, между которыми будет организовано ещё три станции.
За 2008 год городской электричкой в Екатеринбурге перевезено 2,5 миллиона
пассажиров.
Личный автотранспорт
По данным рейтинга РБК, опубликованного в 2008 году по количеству автомобилей Екатеринбург уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу. При этом по количеству автомобилей на душу населения город занимал в то время 11-е место в России (среди городов-миллионников — второе место после Москвы). По состоянию на июль 2009 года в Екатеринбурге насчитывается около 525 тысяч автомобилей. В связи с высокой автомобилизацией, а также ввиду исключительно компактной застройки, город испытывает огромные дорожные заторы (пробки). Для повышения пропускной способности улично-дорожной сети ведётся её поэтапная реконструкция, возводятся многоуровневые развязки. В целях сокращения транзитного движения поэтапно строится Екатеринбургская кольцевая автодорога (к 2008 году построено восточное полукольцо). Реализуется проект введения на улицах «умного» светофорного регулирования.